Амбициозный проект газопровода «Южный поток», который должен обеспечить экспорт российского газа в Италию, на Балканы и в Центральную Европу в обход действующего маршрута через территорию Украины, был анонсирован «Газпромом» и итальянской энергокомпанией ENI в еще июне 2007 года. Полтора последних года проект не мог сдвинуться с мертвой точки. Но 15 мая в Сочи на встрече российского премьер-министра Владимира Путина и его итальянского коллеги Сильвио Берлускони ситуация изменилась.
Непосредственно перед встречей премьеров глава «Газпрома» Алексей Миллер подписал соглашения о прокладке трубопровода с представителями энергокомпаний из Греции, Болгарии и Сербии, по территории которых должен пройти «Южный поток» (см. карту). Следом представители «Газпрома» и ENI подписали дополнения к меморандуму о взаимопонимании. В нем стороны наконец-то обозначили конкретные сроки реализации проекта: его сводное ТЭО должно быть готово до 1 июля 2010 года, не позднее 31 декабря 2015 года трубопровод надлежит ввести в строй. Но самое главное, достигнута договоренность увеличить проектную мощность сооружения вдвое — до 63 млрд кубометров в год. При таких параметрах «Южный поток» протяженностью около трех тысяч километров становится крупнейшим газопроводом в Европе. Господин Миллер преподнес общественности еще один сюрприз, заявив, что стоимость мегатрубы составит всего 8,6 млрд евро, что в несколько раз меньше прежних оценок ее более скромного варианта. «Упомянутая сумма складывается из стоимости подводной (2,3 миллиарда евро) и наземной (6,3 миллиарда) частей газопровода, — рассказал нам пресс-секретарь главы “Газпрома” Сергей Куприянов. — Расчеты сделаны для мощности в 47 миллиардов кубометров (такой вариант расширения трубопровода был озвучен несколько месяцев назад. — “Эксперт”). Оценка стоимости для мощности газопровода в 63 миллиарда кубометров будет произведена позднее».
Безусловно, договоренности с транзитерами и итальянской стороной переводят «Южный поток» из разряда абстрактной идеи в проект, близкий к реализации. Но означают ли они, что строительству дан зеленый свет? Ответ отрицательный. Во-первых, меморандум и нынешние дополнения к нему не накладывают на стороны юридических обязательств. Во-вторых, есть еще один серьезный и до сих пор не решенный вопрос, тормозящий начало строительства. Подводную часть газопровода в Черном море необходимо прокладывать в 200-мильной морской экономической зоне одной из третьих стран, разрешение от которой надо еще получить. Изначально предполагалось, что труба пройдет по дну украинской морской прибрежной зоны. Однако Украина негативно относится к российским проектам в обход ее собственной территории. Но если не она, тогда кто? Если взглянуть на карту, то сразу видна альтернатива — Турция. Видимо не случайно, что на следующий день после итальянцев в Сочи прибыл турецкий премьер Реджеп Эрдоган, с которым Владимир Путин в последнее время весьма успешно обсуждает вопросы энергетического сотрудничества. Вероятно, в рамках пакет
|