Европарламент окончательно одобрил поправки к газовой директиве Евросоюза, касающиеся правил работы морских газопроводов, которые идут из третьих стран в страны ЕС.
Здесь важно понимать, что поправки регулируют не правила строительства, а правила использования газопроводов, поэтому они не помешают достроить «Северный поток — 2» (СП-2). Дальше надо будет смотреть, что будет в итоговом тексте, но уже сейчас понятно, что эти поправки направлены против российских проектов — в частности, СП-2. Об этом говорится и в заключениях разных ведомств, доступных на сайте Европарламента. Так что европейцы признают, что они пытаются применить антимонопольное законодательство в качестве санкций против России.
Третий энергопакет распространяется на морскую часть газопровода: он предполагает, что поставщику газа нельзя быть одновременно и собственником газопровода. Но «Газпром» прорабатывает адаптивные шаги, которые заключается в том, что последняя часть газопровода, которая выходит в Германию, будет передана в управление независимой компании.
Но тут возникает еще одна проблема. Согласно новым нормам, один поставщик газа не должен загружать более 50% мощности газопровода. Но это антимонопольное законодательство, и если требование не приводит к возникновению конкуренции, тогда проект должен получить исключение из норм третьего проекта. Исключение было дано всем продолжениям «Северного потока — 1», газопроводу из Азербайджана и другим.
Поэтому я думаю, что «Газпрому» надо будет требовать исключение из нормы третьего энергопакета для СП-2, указывая на то, что в той точке на дне моря никакой альтернативный поставщик не найдется. А в России есть закон о том, что «Газпром» является монопольным экспортером газа. Так что надо будет давить на то, что это не санкции, а антимонопольные законы, которые призваны развивать конкуренцию, а если конкуренции даже чисто теоретически не может возникнуть, то законы эти применять не нужно.
Однако в первоначальной версии поправок была оговорка в пользу Германии, которая заключалась в том, что страна, на территорию которой выходит морской газопровод, может сама решать, применять ли к нему нормы третьего энергопакета или нет. В данном случае речь идет о Германии, и если она такое право получит и откажется применять нормы третьего энергопакета, тогда никаких проблем не возникнет.
|