Главная » 2019»Сентябрь»16 » Новые требования Украины по газу лишены арбитражной перспективы | Новости
03:17
Новые требования Украины по газу лишены арбитражной перспективы | Новости
Украинская сторона продолжает использовать Стокогольмский арбитраж в политических целях и заваливать этот орган новыми исками, причем опирается в них на ранее вынесенные решения арбитров по спорам «Нафтогаза» и «Газпрома».
Стокгольм стал центром российско-украинской правовой волокиты" data-author="pixabay.com" data-owner=" " Новые требования Украины по газу лишены арбитражной перспективы">
Украина решила попросить компенсацию за «реверс»
Дело в том, что главный исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко заявил, что его структура намерена потребовать у «Газпрома» компенсацию разницы в цене на газ, который Киев сегодня покупает в Европе по причине отсутствия поставок из России.
Это именно тот «реверс», с помощью которого Киев уже четвертый год заявляет о своей энергетической независимости от России. В данной схеме российский газ перекупается у европейских компаний и под этим соусом поставляется на Украину из России.
Данное обстоятельство было одним из популистских приемов действующей украинской власти, которая подобным путем на протяжении четырех лет пытается поднять свой политический рейтинг. Тогда команда Порошенко решила пафосно отказаться от природного газа из России, и, несмотря на то, что Украина не может это сделать физически, было найдено решение в виде так называемого реверса.
Теперь Украина пытается взыскать с «Газпрома» разницу между отпускной ценой за российский газ для европейских компаний и надбавкой в виде «реверса», после чего данный энергоресурс затем перепродается компании «Нафтогаз».
Главный исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко" data-author="Ukrainian Real Estate Club " data-owner="facebook.com" Новые требования Украины по газу лишены арбитражной перспективы">
Украинские аргументы вызывают серьезные сомнения
Украинцы оценили разницу в 110 млн долларов, хотя такая точность вызывает сомнения, поскольку, как известно, российский газ продается европейским покупателям по разной цене, поэтому непонятно, как украинцы смогли вычислить данную цифру. К тому же, публично они говорят о том, что это не перекупленный российский газ, а полноценная европейская продукция.
С другой стороны, есть первое решение Стокгольмского арбитража, который признал действующим не только контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» от 2009 года, но и правило «бери или плати», по которому Украина должна купить у России порядка 5 млрд кубов газа. Тогда, как известно, коллегией шведских арбитров было принято два спорных решения по российско-украинскому спору.
Первое признало украинский долг России за газ в 2 млрд евро и правило «бери и плати», но из-за «сложной ситуации в украинской экономике» оно было распространено только на 2018-19 года с минимальным лимитом в 5 млрд кубов закупки природного газа.
Второе решение Стокгольма было принято уже полностью в украинскую сторону, поскольку там был признан недотранзит со стороны «Газпрома» природного газа в Евросоюз и была назначена несправедливая неустойка в 4,6 млрд евро.
«Нафтогаз» здесь опирается на несправедливое решение стокгольмского арбитража" data-author="qimono" data-owner="pixabay.com" Новые требования Украины по газу лишены арбитражной перспективы">
Украинские требования упираются в предыдущие решения Стокгольма
Данные решения компания «Газпрома» сейчас пытается оспорить в Шведском государственном суде, и именно на основе них компания «Нафтогаз» строит свои новые исковые требования в отношении своего российского контрагента. Просто Украина так и не возобновила закупку газа в России по целому ряду причин, включая нежелание компании «Газпром» подписывать дополнительные соглашения с украинской стороной без урегулирования существующих коммерческих споров, и пытается на основании этого обосновать свои требования.
В то же время, любой арбитраж рассматривает исходные документы и не берет в расчет предыдущие решения, которые всегда принимаются ad hoc, т.е. специально созданной коллегией арбитров, поэтому вызывает очень серьезные сомнения тот факт, что украинская сторона может подобным образом обосновать свои требования. Таким образом, перед нами очередной популизм Киева.
Профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что в данной ситуации мы имеем дело со сложными коллизиями, которыми буквально окутан спор «Газпрома» и «Нафтогаза».
«У нас есть два исходных решения Стокгольмского арбитража», причем одно решение было формально вынесено в пользу «Газпрома», а второе – в пользу «Нафтогаза». В результате, здесь возникла ситуация, которую юристы традиционно называют зачетом, когда одно требование закрывается другим требованием, и спор из-за этого прекращается», - заключает Лабин.
«Газпрому» придется выдержать еще немало разбирательств с «Нафтогазом»" data-author="Елена Васильева" data-owner="ФБА «Экономика сегодня»" Новые требования Украины по газу лишены арбитражной перспективы">
Аргументы украинской стороны не выдерживают критики
Кстати говоря, это и есть главная претензия со стороны России, поскольку наша позиция, что недотранзит газа стал следствием сложностей в европейской экономике, не была принята к сведению, зато арбитраж обосновал свое решение экономическими трудностями на Украине.
«В ситуации, когда существует два решения, которые были приняты по одной проблематике, автоматического зачета не происходит. Тем более, исполнение иностранных арбитражных решений регулируется Нью-Йоркской конвенцией от 1958 года. Здесь ясно, что с точки зрения права обе стороны в данном случае являются одновременно должниками и взыскателями», - резюмирует Лабин.
Как замечает эксперт, в такой ситуация разумнее было бы разобрать весь этот пакет требований на столе переговоров, но Киев на это пойдет по политическим причинам – по крайней мере, разумной позиции от Украины в сложившейся ситуации ждать не стоит.
«В такой правовой ситуации взыскивать разницу за газ, конечно, можно, но, совершенно другое, юридически все это обосновать и реализовать – очевидно, что это проблематично и вряд ли Украина здесь добьется какого-то результата», - резюмирует Лабин.
В данной ситуации у украинцев нет аргументов перед «Газпромом»" data-author="Пресс-служба ОАО " data-owner="gazprom.ru" Новые требования Украины по газу лишены арбитражной перспективы">
По мнению Дмитрий Константиновича, в стандартных ситуациях по таким вопросам стороны обычно договариваются, а здесь украинская сторона пытается придумать альтернативный способ взыскания, который на практике чрезвычайно сложно оценивать.
Все это говорит о том, что для Украины главное здесь продолжать оказывать давление на Россию.