-->
Превышение допустимой нормы бензола в топливе не только ускоряет изнашивание цилиндров, но и приводит к накоплению в выхлопных газах канцерогенного бензапирена. Периодически вдыхаешь это «полезное» вещество и в один далеко не прекрасный день становишься клиентом онкодиспансера. Думаете, это вас не касается? Ошибаетесь! В одном только Харькове в прошлом году на трех предприятиях, торгующих топливом в розницу, было выявлено более чем двукратное превышение доли бензола и серы в нефтепродуктах (проверки проводило ГП «Харьковстандартметрология»). Что происходит в иных городах — сказать сложно: ревизоры заглядывают не более чем на 5% украинских АЗС. За семь месяцев прошлого года Госпотребстандарт проверил только 120 отечественных заправок из более чем 3,5 тысяч. В результате забраковано 12,6% проверенного топлива. Более свежие данные специалисты Госпотребстандарта предоставить «ВД» отказались. Участники рынка, с которыми удалось побеседовать журналистам, на правах анонимности говорят, что в 80% случаев автомобилисты приобретают некачественный бензин. Если учесть, что в 2007-м в Украине было реализовано нефтепродуктов в общей сложности на сумму $7,8 млрд (по данным консалтинговой компании UPECO), то выходит, что более $6 млрд торговцам принесли продажи товара, скажем так, сомнительного качества. В 2008-м спрос на нефтепродукты в стране ориентировочно вырастет еще на 15%.
И если к этому добавить обещанное нефте-трейдерами подорожание, то получится весьма внушительная сумма, ради получения которой ключевые операторы рынка готовы бороться до последнего. Проще говоря — ничего не менять.
Двойные стандарты
Как сообщает www.cripo.com.ua, одна из главных причин наличия в продаже некачественного бензина — затягивание с введением более жестких требований к производству топлива. Украина еще два года назад должна была перейти на стандарт «Евро-2», а с 1 января нынешнего года — на параметры, представляющие собой нечто среднее между «Евро-3» и «Евро-4». Однако производителям до сих пор разрешен выпуск топлива, соответ-ствующего «совдеповским» стандартам. «Отечественное топливо и евростандарты — вещи несовместимые», — считает Виталий Давий, заместитель директора объединения «Укрнефтехимпереработка». Главное несоответствие между ГОСТами, ныне действующими в Украине, и евростандартами — повышенное содержание серы, ароматических углеводородов и бензола. Например, украинский стандарт допускает добавление 500 мг серы в 1 кг топлива, тогда как «Евро-4» — лишь 50 мг, а «Евро-5» — всего 10 мг.
Более того, производители имеют полное право отступать от требований архаичных ГОСТов. Дрогобычский и Надвирнянский нефтеперерабатывающие заводы, контролируемые группой «Приват», выторговали у властей привилегии на производство топлива в соответ-ствии с техническими условиями, позволяющими выпускать нефтепродукты еще более низкого качества, чем это предусмотрено ГОСТами.
К примеру, в топливе, произведенном западноукраинскими НПЗ, количество серы превышает даже 500 мг на 1 кг горючего.
Надо сказать, что попытки побудить НПЗ перейти на европейские стандарты властями предпринимались. Но без особого энтузиазма: введение новых стандартов качества неоднократно откладывали, последняя отсрочка — до 2011 г. Злые языки утверждают, что за попытку ужесточить ограничения содержания серы в дизельном топливе, что автоматически убрало бы с рынка Надвирнянский и Дрогобычский заводы, должностью главы Госпотребстандарта по-платился Александр Шнипко.
Что же остается сознательным и состоятельным автолюбителям? Только переходить на более качественный импортный бензин, соответствующий, как утверждают трейдеры, стандартам «Евро-4» и даже «Евро-5». «В лабораторных условиях мы сравнивали Аи-95 Кременчугского НПЗ и польского завода PKN Orlen. Оказалось, в кременчугском бензине содержание серы в 100 раз выше, чем в польском», — делится с «ВД» Алла Сидорович, руководитель отдела качества концерна «Галнафтогаз». Если в 2007-м в общем объеме продаж импортный бензин не превышал 30% (по данным UPECO за 2007 г.), то по итогам января-февраля 2008-го этот показатель превысил указанную отметку и, как полагает Сергей Куюн, исполнительный директор UPECO, потребление импортного топлива в Украине будет только расти.
Тонкости каламбура
Производство топлива по архаичным стандартам — не единственная беда. НПЗ, нефтебазы, АЗС давно освоили весьма выгодное ремесло, называемое в народе «бодяжничеством». Все просто: в топливо добавляют различные присадки, позволяющие искусственно повышать октановое число бензина. Наиболее активно используются cамые дешевые и вредные присадки. К примеру, 50 мг ферроцена на литр бензина превратит Аи-92 в Аи-95. Между тем такой «обогащенный» бензин сжигает свечи и каталитические нейтрализаторы автомобилей. Примечательно, что использование присадок в производстве бензина не запрещено, однако их содержание не должно превышать 0,3%. «Тогда как в ходе проверок мы не раз выявляли превышение допустимых норм по содержанию присадок», — рассказывает Владимир Соколовский, замгендиректора ГП «Иванофранковскстандартметрология». Также очень важно, чтобы присадки были стойкими и «держали» октановое число топлива достаточно долго. Однако зачастую «улучшенный» до 95-го бензин спустя месяц-два на деле оказывается 92-м. «Если ранее топливо хранилось на складах более 3,5 лет, то сейчас уже через три месяца оно начинает расслаиваться на составные части, — рассказал «ВД» один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным. — В последнее время для производства «каламбуров» все чаще используется самый дешевый стабильный бензин (газолин), октановое число в котором не превышает 60. В розницу же смесь поступает уже как Аи-92 или Аи-95″.
Кроме заводов, в присадках могут быть заинтересованы и нефтебазы. Арифметика проста: получив от производителя тысячу тонн 95-го бензина и две тысячи тонн 76-го, добавив к последнему присадки, база получает две тысячи тонн 95-го бензина и тысячу тонн 76-го. Таким образом, за счет одной «забодяженной» тонны бензина база получает около 500 тыс. грн. неучтенной прибыли. Некоторые действуют еще проще: смешивают 92-й и 95-й, получают смесь с октановым числом 93,5, которую продают под видом 95-го.
Меньше всего «каламбурами» увлекаются АЗС, уверяли «ВД» люди, знающие толк в бензиновых делах. Во-первых, на заправки уже поступает разведенное топливо, разбавлять которое в третий или четвертый раз чревато порчей товара. Во-вторых, владельцы АЗС, чтобы не «подмочить» реноме бренда, все же стремятся отслеживать качество топлива. Огрехи случаются лишь вследствие нечистоплотности менеджмента заправок, уверяли «ВД» в концерне «Галнафтогаз». «Когда начинается «перепляска» с ценами, некачественного топлива на рынке появляется больше, многие руководители АЗС в погоне за прибылью начинают смешивать бензин», — рассказывает Иван Наглюк, начальник лаборатории моторных топлив Харьковского автодорожного института. Вместе с тем, по словам метрологов, стабильность качества топлива не может обеспечить ни одна АЗС. «Трейдеры нередко закупают горючее, в том числе и импортное, качество которого — на грани фола. Ведь такое топливо гораздо дешевле высококачественного продукта. Если же местные менеджеры еще и разбавляют горючее или не соблюдают технологию его хранения, то в итоге в продажу поступает некондиционное топливо, даже не соответствующее нашим стандартам», — утверждает г-н Соколовский.
Увы, Госпотребстандарт, уполномоченный следить за качеством бензина, не представляет для операторов рынка серьезной угрозы. Если раньше его представители могли нагрянуть с проверкой на АЗС нежданно-негаданно, то с 1 января 2008 г., после вступления в силу изменений к Закону «О защите прав потребителей», Госпотребстандарту вменено в обязанность информировать проверяемых за 10 дней до даты планируемых рейдов. Даже если предположить, что нерасторопные работники АЗС «не подготовились» к визиту контролеров, то максимум, что им грозит — это штраф в размере около $250 за каждую тонну некондиционной продукции. На момент проверки на АЗС будут лишь остатки партии — 0,5-3 тонны. Чтобы доказать сомнительное качество всей партии, Госпотребстандарту придется изрядно попотеть. И уж тем более — проявить чудеса изворотливости, чтобы в судебном порядке обязать виновника заплатить штраф со всей партии некачественного топлива.
Опрошенные операторы рынка полагают, что до тех пор, пока цена на бензин внутри Украины не сравняется с европейской, ситуация к лучшему не изменится. Мол, в этом случае произойдет ужесточение конкуренции между отечественными нефтепереработчиками и импортерами бензина. Однако, по мнению «ВД», проблема может быть решена гораздо раньше — достаточно наладить системный контроль со стороны государства над качеством нефтепродуктов. Необходимо также принять законодательство об ответственности товаропроизводителей. Только тогда украинский потребитель, наконец, забудет о том, что топливный фильтр забивается раньше времени, а дизельное топливо замерзает в двигателе. Пока же водителям остается лишь договариваться с заправщиками, чтобы те вовремя предупреждали о поставках «бодяги» на АЗС.
Все — в суд!
Украина — одна из немногих европейских стран, где практически отсутствует законодательство об ответственности производителя за продукцию, наносящую вред по-требителю. И потому отстаивающим свои права автовладельцам, чья движимая соб-ственность пострадала от некачественного бензина, стоит запастись терпением и недюжинным упорством.
Последовательность действий следующая. Во-первых, следует немедленно отнести заявление в ближайшее Управление по защите прав потребителей с требованием проверить качество приобретенного топлива. Желательно найти пару свидетелей и при них опломбировать двигатель автомобиля. Очень важно, чтобы на анализ попал именно тот бензин, которым был заправлен автомобиль на АЗС. Успех зависит от того, насколько оперативно удастся организовать анализ топлива сомнительного качества. Как правило, специалисты Управления защиты прав потребителей выезжают на АЗС «отбирать» топливо на анализ через сутки-двое. А за это время бензин уже может быть продан. Если топливо окажется некачественным, Управление защиты прав потребителей наложит на АЗС штраф в пользу государства. Если же автолюбитель захочет получить компенсацию, например, за двигатель автомобиля, поврежденного некачественным топливом, ему придется изрядно попотеть. С протоколом исследования топлива, полученным в лаборатории, необходимо обратиться к экспертам-механикам за заключением о том, что двигатель поломался именно по причине некачественного топлива. Получив такое заключение, можно попытать счастья, обратившись к руководству АЗС с предложением заключить мировое соглашение. Однако зачастую АЗС стоят на своем до последнего и на мировую не идут, демонстрируя готовность обороняться в суде. Владельцу авто остается лишь обратиться в суд, надеясь на оперативное разбирательство. «Однако в подобных делах очень сложно доказать, что бензин именно этой АЗС нанес ущерб автомобилю», — считает Ярослав Кургун, юрист юридической фирмы «Юрколлегия Иванова». По его словам, судебное разбирательство может обойтись истцу в сумму от $1 тыс. до $4,5 тыс. и растянуться на срок от полугода до двух-трех лет. «В случае успеха виновник должен будет компенсировать прямой ущерб, нанесенный имуществу, а в некоторых случаях — и моральный», — поясняет юрист. Компенсация морального ущерба может достигнуть 10 тыс. грн. «Но я не слышал ни об одном случае, когда подобное дело было доведено до логического завершения в пользу пострадавшего», — резюмирует Ярослав Кургун.
Гроза заправок
Контроль над качеством реализуемых в стране нефтепродуктов со стороны государства носит эпизодический характер: образцово-показательные рейды устраиваются в периоды роста цен, являясь в большей мере эффектным пиар-ходом, чем действенным инструментом регуляторной политики. Юлия Тимошенко использовала этот механизм в борьбе с нефтетрейдерами в 2005-м, когда те начали повышать цены на горючее во время посевной. «За две недели мы тогда проверили 70 из 120 АЗС, работающих в области, и выявили море некачественного бензина. Около 10% топлива не соответствовало даже украинским нормам», — вспоминает Владимир Соколовский. В ответ трейдеры начали закрывать свои АЗС, что привело к дефициту топлива и продаже его из-под полы втридорога.
Правительство Виктора Януковича, в котором было сильное нефтяное лобби, не обременяло нефтетрейдеров проверками: в 2007-м на финансирование рейдов Госпотребстандарт не получил из госбюджета ни копейки.
Последнее противостояние Кабмина и нефте-трейдеров обеспечило метрологов работой, да и деньги в бюджете на соответствующие цели нашлись. Госпотребстандарт совсем недавно завершил масштабную проверку АЗС. Однако пока категорически отказывается обнародовать ее результаты. И потому сложно сказать, выиграет ли в итоге потребитель или же все ограничится походом трейдеров «на поклон» к Юлии Владимировне. Пока что трейдеры, как и 2,5 года назад, грозят приостановить продажу горючего в ответ на резкие движения Юлии Тимошенко.
Спекулянты не дремлют
Долго удерживать цены на нефтепродукты в ручном режиме Юлии Тимошенко не удастся. Нефть на мировых рынках дорожает, что обусловлено не дефицитом ресурса, а притоком спекулятивного капитала. В итоге нефтяным компаниям ныне выгоднее продавать нефть, чем заниматься ее переработкой на устаревших украинских НПЗ. Поэтому собственники ряда НПЗ закрыли свои предприятия на модернизацию. А действующие — декларируют острую потребность в таковой. При этом объемы переработки на них сокращаются, а цены на готовую продукцию — растут. Дефицит отечественного топлива компенсируют поставками горючего из Польши, Румынии, Литвы, чья продукция дороже на 10-15%. Торговцы бензином, не желая терять дополнительную прибыль, синхронно с импортерами поднимают цены на топливо, ссылаясь на мировую тенденцию.
Нефтепродукты на eOil.ru
|