Сегодня, как в анекдоте, есть две новости: начну, в русле просьбы формировать «ленту позитивных новостей», с хорошей. Всего через три года, рассчитывает «Газпром», в России появятся собственные разработки по сжижению газа в крупных масштабах. Производительность до 100 т СПГ в час – без малого 1 млн т в год – это в определенном смысле технологический прорыв. До сих пор отечественные наработки в этой области позволяли строить исключительно мини-заводы производительностью до 50 000 т в год. Новую технологию по заданию «Газпрома» уже разрабатывает дочерний НИИ компании совместно с несколькими промышленными предприятиями. К 2020 г. ученые обещают построить опытный образец установки и начать его испытания. Правда, это будет «уменьшенная копия». Мощность экспериментальной линии будет снижена в 10 раз: маленькая, зато своя. Гендиректор холдинга ОМЗ, чье предприятие «Криогенмаш» участвует в проекте, предполагает, что новые установки сжижения будут конкурентны даже за рубежом.
Теперь ко второй части. Международное разделение труда – один из эффектов глобализации мировой экономики. Но мы упорно возрождаем натуральное хозяйство – все будем делать сами. Суперверфь с супердоком рядом с Владивостоком построим, например, хотя всего в 1000 км южнее танкеры умеют делать качественнее и быстрее.
Объявленный в стране курс на импортозамещение всего и вся заставляет нас покорять вершины, которые уже никому не нужны. 1 млн т в год с точки зрения мировой практики крупнотоннажным производством СПГ не является. Средняя мощность одной линии какого-нибудь американского СПГ-завода (Sabine Pass, например) – 4–5 млн т в год. Qatargas еще в 2009 г. построил две очереди завода производительностью 7,8 млн т каждая. И даже с привлечением самых светлых умов российское машиностроение эту планку пока взять не может. Это высокотехнологичное производство, которое зависит от развития других отраслей промышленности. Нужны газовые турбины (ГТУ) большой мощности, например. Но в России, «к сожалению, не производят ГТУ, удовлетворяющие требованиям строительства технологических линий сжижения газа большой производительности», констатируют сотрудники «Газпром ВНИИГАЗа» в одной из своих работ. Есть только «перспективная разработка» на базе авиадвигателя и лицензированная американской General Electric турбина «Ладога» – обе мощностью 32 МВт. Для линии мощностью 5 млн т СПГ в год нужны ГТУ по 88 МВт.
Кстати, ходит слух, что хорошие турбины делает Siemens. И говорят, что мы даже научились их локализовывать...
|